
2025-09-25
В 1950-х годах Китай пережил переход от аграрной экономики к индустриальной. В настоящее время мы переживаем переход от индустриальной экономики к экономике услуг. Многие не осознают, что это серьезная трансформация социально-экономической структуры, поэтому многие компании испытывают очень болезненные ощущения.
Переход от сельского хозяйства к промышленности
Рассматривая историю развития развитых стран, можно заметить, что экономическая структура также претерпела множество трансформаций: от аграрной экономики к промышленной экономике, экономике услуг и экономике впечатлений.
Аграрная экономика включает в себя выращивание сельскохозяйственных культур, деревьев и скота на земле, добычу полезных ископаемых и создание простых орудий труда для повышения эффективности сельского хозяйства. Аграрная экономика производит товары, удовлетворяющие самые основные потребности людей. Китай является одной из колыбелей сельского хозяйства, которое зародилось в эпоху неолита, примерно 10 000 лет назад, и прошло долгий путь развития.
Индустриальная экономика вышла на историческую арену с появлением паровых двигателей и электричества. Люди использовали машины на фабриках для массового производства товаров, а фермеры начали приходить на фабрики и превращаться в промышленных рабочих. Это была первая масштабная трансформация в истории человечества.
Хотя Китай начал попытки построить некоторые военные и гражданские заводы во время движения вестернизации с конца XIX века до начала XX века, реальный процесс индустриализации Китая начался с первым пятилетним планом с 1953 по 1957 год. После завершения пятилетнего плана объем промышленного производства Китая превысил объем сельскохозяйственного производства, заложив первоначальную основу для индустриализации Китая.
После десятилетий реформ и политики открытости промышленная экономика моей страны развивалась беспрецедентными темпами. В 2010 году добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности моей страны превзошла показатели США, став крупнейшей в мире страной-производителем. В настоящее время в стране насчитывается 41 крупная, 207 средних и 666 малых промышленных отраслей, образующих независимую и целостную современную промышленную систему. Это единственная страна в мире, где представлены все промышленные категории, предусмотренные промышленной классификацией ООН.
Трансформация от производства к услугам
Согласно международному опыту, поворотный момент перехода от производства к сфере услуг наступает в годы, когда ВВП на душу населения достигает 8000–9000 долларов США. Доход на душу населения в Китае превысил 8000 долларов США в 2010 году, доля расходов населения на продукцию обрабатывающей промышленности достигла пика в 2011 году, а доход на душу населения превысил 9000 долларов США в 2012 году.
В 2012 году Китай распрощался с пиком индустриализации. Расходы на промышленную продукцию продолжали снижаться, в то время как расходы на услуги быстро росли. Темпы роста добавленной стоимости в промышленности и доли занятости в сфере услуг превысили темпы роста в обрабатывающей промышленности. Среди них наиболее выдающиеся результаты продемонстрировали высокотехнологичные отрасли, что отразило смену тренда «от производства к услугам» на уровне потребления.
С тех пор Китай находится в процессе трансформации своей экономической структуры от производства к сфере услуг. Модернизация потребления является движущей силой трансформации экономической структуры от производства к сфере услуг. Это привело к изменениям в структуре потребительских расходов, структуре промышленности, мобильности населения и структуре городов.
Переход от производства к сфере услуг потребовал отказа от традиционных концепций и традиционной экономики, а также оказал огромное влияние на прежнюю экономику и политику. Вся социально-экономическая система находится в относительно нестабильном состоянии, и многие компании сталкиваются с серьёзными проблемами.
Возьмём, к примеру, отрасль строительной техники. До 2012 года это был растущий рынок, но после этого он вышел на фондовый рынок. Отрасль пережила годы болезненной трансформации. Это было связано с непониманием особенностей экономики услуг. Традиционные концепции, сформированные тысячелетиями сельскохозяйственной экономики, также не способствовали переходу от производства к сфере услуг.
Мэн-цзы сказал: «Тот, кто трудится умом, властвует над другими, а тот, кто трудится руками, находится под властью других». Он считал, что тот, кто трудится умом, властвует над другими, пользуется услугами других и является высшим человеком; тот, кто трудится руками, находится под властью других, является низшим человеком, служащим другим. На протяжении тысячелетий предубеждение против служения глубоко укоренилось в общественном сознании.
В древности основные профессии в сфере услуг собирательно именовались «девятью низшими классами», а те, кто оказывал услуги, назывались слугами. Профессии, основанные на служении другим ради получения оплаты, порицались и получили уничижительное прозвище «низшие». «Девять классов» указывают на их многообразие. Отсталые традиционные представления – одна из главных причин, препятствующих переходу от производства к сфере услуг.
Сфера услуг Китая занимает более 50% экономики уже десять лет подряд, став крупнейшей отраслью. Тем не менее, многие по-прежнему относятся к ней с пренебрежением. Материальные товары по-прежнему являются основой деловой активности и считаются более ценными, в то время как нематериальные услуги рассматриваются как дополнение к товарам, и их ценность серьёзно недооценивается.
Ключ к повышению эффективности обслуживания
Переход от сельского хозяйства к промышленности и крупномасштабному производству значительно повысил эффективность производства, сделав товары более доступными и качественными.
Однако ещё одной проблемой, препятствующей переходу от производства к сфере услуг, является эффективность. Фрагментация привела к значительному снижению эффективности услуг по сравнению с производством (рис. 1). Компании по-прежнему используют подход экономики производства и идею масштабирования для развития сферы услуг, что приводит к высоким издержкам и неспособности удовлетворить потребности клиентов.
Однако в Китае сервис не ценится. Некоторые компании даже предлагают услуги бесплатно в комплекте со своими продуктами, предлагая высококачественные услуги бесплатно. В результате компании получают низкую ценность и низкий уровень удержания клиентов. Разъясняя клиентам, что обслуживание необходимо менять, компании также должны устранять проблемы, связанные с его неэффективностью. В конце концов, клиенты не обязаны платить за неэффективность.
Решение проблемы эффективности обслуживания кроется в технологических инновациях, использовании баз знаний, искусственного интеллекта (ИИ), самообслуживания и удаленной поддержки дополненной реальности и т. д. для повышения эффективности обслуживания посредством сетей и платформ.
Если мышление – это стена, то объективный мир находится по ту сторону стены. Только косное мышление может остановить развитие предприятия. Высот, недостижимых для мышления, не достичь ногами.